08:45
Сбор группы и встреча с гидом на ст. метро «ВДНХ», на парковке автобусов с правой стороны от гостиницы «Космос» (первый вагон из центра, выход №1). Схема стоянки автобусов.
09:00
Отправление автобуса от ст. метро «ВДНХ». Путевая информация.
Внешний осмотр усадьбы Мураново.
Подмосковная усадьба XIX века… Неторопливо течёт речка Талица, шумят кроны столетних лип. Кажется, сейчас из-за поворота аллеи выйдут, беседуя, хозяин и его гость. Мураново – усадьба, в которой легко угадываются черты былого, счастье семейного гнезда. Все хозяева усадьбы были связаны родственными узами. Женились, выдавали замуж дочерей, встречали родных. Дух этой семейственности чувствуешь здесь и сегодня. Вот Энгельгардты, первые солидные хозяева усадьбы, принимают у себя именитых гостей, среди которых поэт и воин Денис Давыдов. И судьбе было угодно, чтобы друг Давыдова Евгений Баратынский стал следующим владельцем Мураново, обрел здесь «свой угол на земле». Дом у Баратынского получился такой же необычный и очаровательный, как его стихи. Здесь есть «световой фонарь», придуманный для экономии свечей и керосина для ламп, есть заморское «ноу-хау» – стены, сделанные по подобию термоса, с воздушным зазором, есть «башня уединения и вдохновения», уютная библиотека с камином, кресло, в котором легко представить хозяина, погружённого в чтение.
Экскурсия по комнатам усадьбы Мураново.
Усадьба – это музыкальные вечера, шумные затеи молодежи, ароматный чай, тонкой струйкой льющийся в фарфоровую чашку, разливаемый изящной рукой хозяйки. А к чаю – вафли, по специальному мурановскому рецепту. А в оранжереях зреют, удивительное дело, ананасы. И как тут не принимать гостей! И уже следующие хозяева встречают у себя соседей из Абрамцева, что в 8 верстах от Мураново, и начинается новая эпоха в жизни усадьбы… Сергей Тимофеевич Аксаков ловил в мурановском пруду тех самых судаков, о которых писал в «Записках об ужении рыбы». Н.В. Гоголь, В. Одоевский, С. Соболевский бывали здесь. А с Ф.И. Тютчевым владельцы Муранова породнились. Но бывал ли здесь сам поэт? Семейное предание говорит, бывал. Возможно, оно вернее документов, не подтверждающих этого факта.
Самостоятельная прогулка к святому источнику Казанской иконы Божией Матери.
Музей-заповедник «Абрамцево».
В Абрамцеве всегда звенели прекрасные звуки: детские голоса, оперные арии, споры молодых художников. При Аксаковых – литературные читки, серьёзные и несерьёзные стихи. Например, такое, которое потом зазвучало на музыку П. Чайковского:
Мой Марихен так уж мал, так уж мал,
Что из грецкого ореха
Сделал стул, чтоб слушать эхо…
При новом хозяине Савве Мамонтове – Савве Великолепном – Абрамцево назовут «русским Барбизоном», и не случайно. Молодые таланты собирались под крышей гостеприимного дома, у не менее талантливого хозяина. Художники М. Врубель и В. Поленов, М. Нестеров и В. Серов. «Царь-бас» Фёдор Шаляпин и «Мамонтовская частная опера». Скульпторы, актёры, музыканты… Удивительная обстановка: «в этом доме мы, художники, чувствовали себя объединёнными, отогретыми, бодрыми духом...», как писал о мамонтовском Абрамцеве Марк Антокольский. И здешняя природа, речка Воря, текущая в обрамлении лесов, и холмы, и низины – живописность мест влекла художников. Но особенно – сам дух. Неподалёку – Троице-Сергиева Лавра, Хотьковский монастырь, Радонеж. Этим духом проникнуты многие полотна, задуманные или созданные здесь. А ещё – Церковь Спаса Нерукотворного по проекту В. Поленова и В. Васнецова, с удивительными росписями, керамическим камином работы М. Врубеля, ликами, написанными И. Репиным и В. Поленовым, Н. Невревым и В. Васнецовым. У храма похоронен С. Мамонтов, а рядом – Вера, «девочка с персиками» и Андрей – «Алёша Попович»…
Свободное время для посещения других усадебных объектов (по желанию, оплата на месте).
19:00
Ориентировочное время прибытия в г. Москву. Высадка туристов у ближайшей станции метро по пути следования.